Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 362
i

При мо­но­ло­ги­че­ской форме об­ще­ния:

1) один че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся дру­гим как объ­ект воз­дей­ствия для до­сти­же­ния соб­ствен­ных целей путем на­вя­зы­ва­ния своей по­зи­ции
2) парт­нер вос­при­ни­ма­ет­ся как рав­ный, име­ю­щий право на соб­ствен­ное мне­ние
3) со­бе­сед­ник до­ве­ри­тель­но об­ра­ща­ет­ся к оп­по­нен­ту без ссыл­ки на мне­ния и ав­то­ри­те­ты
4) участ­ни­ки дис­кус­сии вы­ра­жа­ют ис­тин­ные чув­ства и же­ла­ния
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Под мо­но­ло­гом по­ни­ма­ет­ся такой вид ре­че­во­го об­ще­ния, когда ком­му­ни­ка­тив­ная ак­тив­ность при­над­ле­жит толь­ко од­но­му из со­бе­сед­ни­ков, в про­цес­се ком­му­ни­ка­ции не про­ис­хо­дит мены ролей «го­во­ря­щий – слу­ша­ю­щий».

 

При диа­ло­ги­че­ском об­ще­нии ком­му­ни­ка­тив­ную ак­тив­ность про­яв­ля­ют по мень­шей мере двое (или не­сколь­ко) парт­не­ров ком­му­ни­ка­ции (ПК). В диа­ло­ге ад­ре­сант сво­и­ми ре­че­вы­ми дей­стви­я­ми может вы­нуж­дать ад­ре­са­та к от­вет­ной ре­ак­ции (т. е. от­вет­ные ре­пли­ки со­бе­сед­ни­ков стро­ят­ся по прин­ци­пу «ил­ло­ку­тив­но­го вы­нуж­де­ния»). Таким об­ра­зом, диа­лог пред­по­ла­га­ет мену ком­му­ни­ка­тив­ных ролей «го­во­ря­щий – слу­ша­ю­щий».

 

Можно вы­де­лить сле­ду­ю­щие ос­нов­ные раз­ли­чия между диа­ло­гом и мо­но­ло­гом.

 

1)  Ха­рак­тер ком­му­ни­ка­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия:

 

- тес­ная связь с си­ту­а­ци­ей – для диа­ло­га и от­но­си­тель­ная си­ту­а­ци­он­ная не­за­ви­си­мость – для мо­но­ло­га;

 

- по­вы­шен­ная роль фак­то­ра ад­ре­са­та – для диа­ло­га и от­но­си­тель­ная ав­то­ном­ность го­во­ря­ще­го – для мо­но­ло­га;

 

- ак­тив­ная мена ком­му­ни­ка­тив­ных ролей – для диа­ло­га и от­сут­ствие такой мены – для мо­но­ло­га.

Пра­виль­ный ответ: один че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся дру­гим как объ­ект воз­дей­ствия для до­сти­же­ния соб­ствен­ных целей путем на­вя­зы­ва­ния своей по­зи­ции

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2015
Сложность: II